запись "Быт 10:12" означает, что это книга "Бытие" 10 глава 12 стих
запись "Быт 10, 12" означает, что это книга "Бытие" 10 и 12 главы
○ В Быт 12:8 Бог обращается к Аврааму, после чего он поставил Алтарь с городом Гай. Он и есть Телль и раскопал его Дж.Каллэвэй. Гай был заселен от 3200 -2400 до н.э. был разрушен, затем восстановлен в 1200 г. до н.э
○ П. Ботта раскопал в 1842-м и 1845 гг телли на берегах Тигра, в селениях Куюнджик и Хорсабад. Последний Телль оказался древним Дур-Шаррукином (совр. Хорсабад), столицей Саргона II (Ис. 20:1), опустошившего Израиль и разрушившего Самарию
○ В Быт 26:1 говорится о городе Герар, куда Бог сказал поселиться Исааку. Герар раскопал Эльцер Орен, дав ему название телль Харор. Он был основан в XVIIIв. до н.э
○ с 2001г проводились раскопки на Храмовой горе и 4 августа 2005г Эйлат Мазар объявила об обнаружении в Иерусалиме того, что может быть дворцом Библейского царя Давида. (1 Цар 16:1-13)
○ Х. Рассам открыл остатки 3-го дворца Навуходоносора (4Цар 24:2, 10-17; 25:6-7) известный висячими садами (одно из семи чудес света), но главное в открытии - библиотека Ашшурбанапала. (Он — тот ассирийский монарх, который переселил в Самарию чужеземцев в Езд 4:10 )
○
О.Лэйярд открыл несколько дворцов В Нимруде (В Библии -Калахе, Быт 10,11):
- Северо-западный дворец Ашшур-нацир-апала II, восстановленный Саргоном II (Ис.20:1)
- Дворец Салманасара III, отстроенный Тиглатпаласаром III (библ = Феглаффелласаром = 4 Цар 15:19, 1Пар 5:26)
- В юго-западном углу - дворец Асархаддона ( 4Цар 19:37, Езд 4:2, Ис 37:38 )
* Археологи опирались на обрядовые религиозные предметы храмов, чтобы отличить храмы от дворцов. В храмах таких предметов могло быть несколько
Храм внутри Телли несло религиозное значение, но не только. Стены были самыми крепкими, даже существовала своя валюта. Нередко название Телли соответствовало названию храма, который выполнял функции:
- Банк. Там хранили драгоценности, юридические и имущественные документы, поэтому и стены самые крепкие
- Место религиозных обрядов. Священник закалывал животное, а пришедший возлагал руки над жертвой. Поэтому и самая возвышенная точка
- Мясная лавка. После обряда священник разделывал мясо и возвращал часть
○ 6 ноября 1902 г. в статье Нью-Йорк Таймс опубликовали весть об открытии Д.Петерс и Х.Хильпрехт раскопали Ниппуре большой храм Энлиля (В Библии - Вила Иер. 50)
○ Ниневия - это город, что впервые упоминается в списке народов (Быт 10:11-12). Дань, уплаченная Менаимом (4Цар 15:19-20), и добыча, захваченная при падении Самарии (Ис8:4), вывозились в Ниневию. В этот город поступала также дань, которую Сеннахирим получал от Езекии (4Цар14-16). Ниневия часто упоминается в книгах Ионы (1:2, 3:2 )
О. Лэйярд открыл большой дворец Сенаххериба (В Библии = Сеннахирима = царь Ассирийский, сын Саргона II в 4Цар 18:7-8, 13-16, 19:15-19 ) скрывающий библиотеку Ашшурбанипала (он - тот ассирийский монарх, который переселил в Самарию чужеземцев в Езд 4:10 ), внука Сеннахериба. Библиотека оказалась ключом ко всей культуре древней Месопотамии и выводом: Ниневия - правда
Телли восстанавливали наслоением "нового на старое", так образовалась история в разрезе
После завоевания, враги грабили, поджигали и разрушали Тель. Верхние слои каменной клади скатывались с холма, пока тот не станет коробом
Стратегически грамотно расположенный город, на открытом (для обзора со всех сторон) и невысоком (чтобы не светиться) холме. В мирное время город окружали одинарные стены, в военное - двойные.
○
Цахор (библ. Асор/Гацор), упоминается в книге 4 Царств (15:29) + в кн. И.Навина (11:11-13) + 3Царств (9:15), что возбудило интерес
Игаэля Ядина. Подтверждение существования Цахора:
- В 1962г нашли клинописную табличку на месте раскопок, с упоминанием Цахора и его правителя
- Египетских тексты проклятия XIX в до н.э
- Упоминания в архиве г.Мари XVII в. до н.э
- Исторических документы Маккавеев, где говорится, что Ионатан воевал в против Деметрия в долине Цахора