Будь это правда, разве израильтяне допустили оставить в Библии факт, что отец всех патриархов нации - Авраам неприкрыто лажает? Но открой книгу Бытие 12, 20-ые главы, где в труху подрывается национальная гордость. Таким образом ( далее т.о.) нет, Библия написана не для укрепления национального сознания
"Библия - типичная этиологическая легенда, призывающая объяснить происхождение Богоизбранной нации" (с) У. Девер
  1. У.Ф. Патри разработал теорию относительной хронологии, опираясь на стилистическое разнообразие гончарных изделий. В 1890 году он провел раскопки города Телль эль-Хеси в Палестине
  2. У. Ф. Олбрайт усовершенствовал методы археологических раскопок . Значительные экспедиции: раскопки в Мегиддо (1921-1933, Чикагский Университет), в Бет-шане (1921-1933, Университет Пенсильвании), в Иерехоне (1930-1936, Д. Гарстанг из Британской Школы Археологии в Иерусалиме), Телль Бейт Мирсим (1926- 1932, Уильям Ф. Старки)
  3. К. Кеньон, чья специальность - чистая археология. Ее усовершенствованными и модифицированными методиками пользуются при любых раскопках в левантийском мире. Самая значительная работа - раскопки в Иерехоне
КТО АВТОРИТЕТ В ЭТОМ ВОПРОСЕ?
Египет - самый богатый район раскопок. Из-за сухого климата уцелеть могла даже одежда, благодаря чему З.Ф. Петри разработал систему датирования найденных комплексов керамики древнего Египта, затем провел раскопки в районе Негев (пустыня Израиля) и сопоставил 1=1, т.о. Библейская археология началась с 1880г
КАК СЧИТАЛИ?
Критики сомневались в подлинности писания из-за городов, дворцов, и даже народов упомянутые только в Библии. Библию критиковали до 19 века, пока не вышла археология
В ЧЁМ СУТЬ?
Археология и Библия
запись "Быт 10:12" означает, что это книга "Бытие" 10 глава 12 стих
запись "Быт 10, 12" означает, что это книга "Бытие" 10 и 12 главы
ЧТО ОТКОПАЛИ?
○ В Быт 12:8 Бог обращается к Аврааму, после чего он поставил Алтарь с городом Гай. Он и есть Телль и раскопал его Дж.Каллэвэй. Гай был заселен от 3200 -2400 до н.э. был разрушен, затем восстановлен в 1200 г. до н.э

П. Ботта раскопал в 1842-м и 1845 гг телли на берегах Тигра, в селениях Куюнджик и Хорсабад. Последний Телль оказался древним Дур-Шаррукином (совр. Хорсабад), столицей Саргона II (Ис. 20:1), опустошившего Израиль и разрушившего Самарию

○ В Быт 26:1 говорится о городе Герар, куда Бог сказал поселиться Исааку. Герар раскопал Эльцер Орен, дав ему название телль Харор. Он был основан в XVIIIв. до н.э
3. Дворцы
с 2001г проводились раскопки на Храмовой горе и 4 августа 2005г Эйлат Мазар объявила об обнаружении в Иерусалиме того, что может быть дворцом Библейского царя Давида. (1 Цар 16:1-13)
Х. Рассам открыл остатки 3-го дворца Навуходоносора (4Цар 24:2, 10-17; 25:6-7) известный висячими садами (одно из семи чудес света), но главное в открытии - библиотека Ашшурбанапала. (Он — тот ассирийский монарх, который переселил в Самарию чужеземцев в Езд 4:10 )
О.Лэйярд открыл несколько дворцов В Нимруде (В Библии -Калахе, Быт 10,11):
  1. Северо-западный дворец Ашшур-нацир-апала II, восстановленный Саргоном II (Ис.20:1)
  2. Дворец Салманасара III, отстроенный Тиглатпаласаром III (библ = Феглаффелласаром = 4 Цар 15:19, 1Пар 5:26)
  3. В юго-западном углу - дворец Асархаддона ( 4Цар 19:37, Езд 4:2, Ис 37:38 )
* Археологи опирались на обрядовые религиозные предметы храмов, чтобы отличить храмы от дворцов. В храмах таких предметов могло быть несколько
4. Храмы
Храм внутри Телли несло религиозное значение, но не только. Стены были самыми крепкими, даже существовала своя валюта. Нередко название Телли соответствовало названию храма, который выполнял функции:

  1. Банк. Там хранили драгоценности, юридические и имущественные документы, поэтому и стены самые крепкие
  2. Место религиозных обрядов. Священник закалывал животное, а пришедший возлагал руки над жертвой. Поэтому и самая возвышенная точка
  3. Мясная лавка. После обряда священник разделывал мясо и возвращал часть
6 ноября 1902 г. в статье Нью-Йорк Таймс опубликовали весть об открытии Д.Петерс и Х.Хильпрехт раскопали Ниппуре большой храм Энлиля (В Библии - Вила Иер. 50)
1. Города
Ниневия - это город, что впервые упоминается в списке народов (Быт 10:11-12). Дань, уплаченная Менаимом (4Цар 15:19-20), и добыча, захваченная при падении Самарии (Ис8:4), вывозились в Ниневию. В этот город поступала также дань, которую Сеннахирим получал от Езекии (4Цар14-16). Ниневия часто упоминается в книгах Ионы (1:2, 3:2 )

О. Лэйярд открыл большой дворец Сенаххериба (В Библии = Сеннахирима = царь Ассирийский, сын Саргона II в 4Цар 18:7-8, 13-16, 19:15-19 ) скрывающий библиотеку Ашшурбанипала (он - тот ассирийский монарх, который переселил в Самарию чужеземцев в Езд 4:10 ), внука Сеннахериба. Библиотека оказалась ключом ко всей культуре древней Месопотамии и выводом: Ниневия - правда
Телли восстанавливали наслоением "нового на старое", так образовалась история в разрезе
После завоевания, враги грабили, поджигали и разрушали Тель. Верхние слои каменной клади скатывались с холма, пока тот не станет коробом
Стратегически грамотно расположенный город, на открытом (для обзора со всех сторон) и невысоком (чтобы не светиться) холме. В мирное время город окружали одинарные стены, в военное - двойные.
2. Телли
Цахор (библ. Асор/Гацор), упоминается в книге 4 Царств (15:29) + в кн. И.Навина (11:11-13) + 3Царств (9:15), что возбудило интерес Игаэля Ядина. Подтверждение существования Цахора:
  1. В 1962г нашли клинописную табличку на месте раскопок, с упоминанием Цахора и его правителя
  2. Египетских тексты проклятия XIX в до н.э
  3. Упоминания в архиве г.Мари XVII в. до н.э
  4. Исторических документы Маккавеев, где говорится, что Ионатан воевал в против Деметрия в долине Цахора
“Более полутора миллионов людей странствовали в пустыне 40 лет. Бесплодная земля и оазисы могли поддержать редких кочевников, но не более того.” У. Девер
Израильтяне в Египте
Э.Невилль в 1885г. раскопал в городище эль-Масштах надписи, которые:
  1. По звучанию не совпадали с Египетскими
  2. Обозначали не город, а храмовый участок. Вне Библейский источник = Геродот (484г. до н.э) в книге “Истории” подтвердил, что это был Патмос (ПифОм). Он стоял рядом с каналом, строительство которого назначил фараон Нехао II
С 1929-1932г археолог П. Монте, в 30 милях (юго-западнее Порт-Саида), открыл большое количество статуй, сфинксов, колонн, обломков строений. На всем был изображен шлем Рамсеса II. Это развеяло сомнения в существовании Библейского города рабов Рамсеса.
Переселение каких-то 70 человек действительно не оставило след в документах египтян, но упоминания о том, что люди из Ханаана посещали Египет, были:
Резюмируя данные заключаем, что исход был в районе 1550-1425г до н.э.
○ В книге египтолога Нины де Гарис Дэвис содержится подробное описание гробницы Рихмара, визиря при фараоне Тутмосе III. Там же нашли надпись “пленники взяты для работ в храме Амона”. А гробницу Аменхотепа II (приемника Тутмоса III) открыл Виктор Лоре в 1898г. Мумия прекрасно сохранилась и датировалась 1450 - 1425г. до н.э. Кроме того, преемник Аменхотепа II = Тутмос IV - не старший его сын, а сводный брат, что косвенно подтверждает и умерщвление египетских первенцев (Исход 11:5), то есть исход был примерно в датах жизни Аменхотепа
○ Отчеты К.Кэньон публиковали спустя 25 лет после смерти и установили датировку Иерихона = 1550-1440 до н.э. благодаря найденной бихромной филистимлянской керамике. Событие разрушения города ( кн.Иисуса Навина 6гл. ) было уже после исхода, т.е. исход был раньше этой даты.
○ Библия говорит что в 4-й год правления Соломона, 480 лет назад начало исхода (2Цар 6:1) Тогда же начало строения храма дату которого установить невозможно, т.к. сейчас это священное место мусульман, с чьими религиозными чувствами считаются.

Администрация раскопала доступ в нижнюю мечеть для богомольцев через плевать или без археологического надзора, поэтому многое упустили. Но рисковые Ч.Уилсон и Ч.Уортеннс картографировали район и зарегистрировали множество подземных помещений, водоемов и ходов. При участии Г. Бёрстлса 1867-1870г. раскопали шахты и туннели вдоль стен Храмовой горы и преследовались турецкими властями и местными жителями.

Время царствования Соломона рассчитали через найденную в Мегидо монохромную филистимлянскую посуду и отнесли к Х веку до н.э. благодаря отчету Израэля Финкельштейна.
*Дату исхода соберем из нескольких данных:
Флиндерс Петри в 1896г нашел Стеллу Мернептаха, где было высечено:

Враги повергнуты и просят пощады.
Ливия опустошена.
Хетта присмирела.
Ханаан пленен со всем своим злом.
Захвачен Аскалон, Гезер полонен.
Племя Израиля обезлюдело, семени его не осталось.
Сирия стала вдовой для Египта.
Все земли успокоились в мире.
Скован всякий бродяга перед царем Мернептахом.
Исход Израильтян из Египта
Даже в египестких хрониках не нашли упоминания о Моисее, однако Л.Мёллер задал вопрос иначе и вышел на Семенмута - приемного сына дочери фараона Аменхотепа I - Нефруры (Хатшепсут). Причем есть статуи ее с мальчиком. Благодаря работе Дж. Тилдесли «Египет: Возвращение утерянной цивилизации», Л. Меллер в своем исследовании находит свыше 30-ти параллелей между жизнеописаниями Семенмута и Моисея
Существование Моисея
Известный египтологам папирус Ипувера приобрел Лейденский музей в 1828г и в научных кругах известен, как «Лейден-334». Перевод текста опубликован в 1909г А.Х.Гардинером и был назван «Предупреждения египетского жреца согласно иератическому папирусу из Лейдена». Однако, Л.Меллер, В. В. Струве и И. Великовский считали, что Ипувер говорил не о пророчестве, а о реальных событиях. Части текста, в качестве аргумента:
То, что Египтяне не оставили упоминаний о казнях говорит как раз о том, что они не могли подорвать репутацию своих Богов. Но всё-таки среди них нашелся непредвзятый наблюдатель - Ипувер.
Казни Египетские
Много веков Европа опиралась на знания об этом народе только из Библии. Но археологически подтвердили их существование Ф.Блисс, Р.Маккалистер. Даже У.Олбрайт принял участие предположением, что вся их территория тянулась о Гаты до Екропа, опираясь на сопоставленную фразу «от Дана до Вирсавии» (Суд 20:1). Благодаря их широкой культуре, археологам удалось зафиксировать много значимых датировок.
В документах Амарны, стеле Марнептаха филистимлян обозначали как «народ моря», но опрокинулись и обосновались в Ханаане, как египетские наемники.
Происхождение «людей Моря» (Филистимлян) доказали с помощью археологических исследований - оба источника происходят из одного и того же региона Микенского/греческого мира [Trude Dothan, The Philistines and Their Material Culture (Jerusalem: Israel Exploration Society, 1982); N.K. Sandars, The Sea Peoples: Warriors o f the Ancient Mediterranean, rev. ed. (London: Thames & Hudson, 1985].
Существование ФИЛИСТИМЛЯН
Археологическая достоверность Ветхого Завета постепенно подтверждается и утешительно знать, что Библия оказалась достоверной в историческом отношении; это подтверждает, что и центральное утверждение Библии: Христос воскрес из мёртвых действительный факт.

Но может быть, есть археологические находки относительно самого Иисуса Христа?
Таким образом:
2. Суд над Христом
Долгое время главным источником описания и подтверждения наличия распятия в Иерусалиме 1-го века являлся труд И. Флавия “Иудейская война”.

Но в 1968г. в ходе строительства в новом районе Гиват Ха-Мивтар в сев.Иерусалиме случайно откопали распятого человека.Израильское управление древностей послало на обследование гробницы археолога В.Цафериса, чтобы забрать останки и передать в штаб-квартиру в Рокфеллеровском музее.
Анатом и антрополог Н.Хаас нашел кости распятого в возрасте от 24-28 лет, в пяточной кости которого был гвоздь.

И. Флавий писал, что способов распятий было много и прибивание ног к кресту / переламывание ног ускоряло смерть. Римляне старались продлить агонии выступами, сидениями, но ни в одном Евангелии при распятии Христа не было описания использовании гвоздей, кроме тех, что на руках (Ин 20:25). Археологическое доказательство распятия в Иерусалиме 1-го века - важный момент для критиков.
3. Распятие Христа
○ Иисус доставлен к Понтию Пилату, который в 26-36 г. н.э. был представителем высшей власти в Иудее. Ученые спорили по поводу его титула между прокуратором или префектом. В 1961г в Кесарии итальянскими археологами нашли каменный фрагмент монументальной надписи на латыни: “ Понтий Пилан префект иудеи”:
В 1970 г израильский археолог М.Броши, во время раскопок вдоль западной стены Старого города Иерусалима на 280-метровом участке, м/у южным рвом Цитадели и современным юго-западным углом старого города, обнаружил монументальные ворота с остатками большого двора, между двумя крепостными стенами. На северной стороне был скалистый отрог, с платформой и ступенями на верхушке и Ш. Гибсон идентифицировал это место как Ворота ессеев. Именно здесь, Иисус произнес: “Се, Человек!” (Ин 19:5). Сами же части ворот были открыты ешё в 1960г. Кэтлин Кэньон
Итак, Иисус был доставлен в 30-м году к Каифе, который жил 18-36г. д.н.э. Он не ладил с карьерой и в итоге был смещен, в том же году, что и Понтий Пилат
○ В Мф 26:57 после ареста в Гефсиманском саду Иисуса доставляют к Каифе, первосвященнику. А в Мк 14:53 имени первосвященника вообще нет. В Ион 18:13 Иисуса приводят к тестю - Анне ( Анан I ). В 1990 г была найдена вырубленная гробница с 5 надписями: “Иосиф бар Каифа” (Иосиф, сын Каифы). “Иосиф бар Кафа” “Кафа”, “Каифа”:
○ Купальня у Овечьих ворот (евр. Вифезда), где Иисус поднял лежачего словами «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин 5:1-9), была раскопана с 1865-1967г. А в 1995 г. купальню исследовал док.арх. наук Ш. Гибсон и заключил, что это не резервуар чистой воды или плавательный бассейн, а место для специального ритуального очищения
○ В Ин 9:7, 11 Иисус отсылает слепого в Силоамскую купальню, которая была найдена в 2004г Р.Райхоми и Э.Шукруном, в месте соединения Иосафатовой и Кидроновой долин
1. Исцеления Христа
  1. Э. Беннет, сподвижник У. Олбрайта, археолог "Библейская археология" 2017
  2. Справочник Г.Х. Геллея, 2017
  3. А. Сазанов, док.ист. наук “Библейская археология” 2015
  4. Петр Люкимсон « Моисей» 2011
  5. Д.Юрьевич, священник “Проблема хронологии Исхода” 2009
  6. Ш.Гибсон док. арх. наук “Последние дни Иисуса Христа”2008
  7. И. Снегирёв, египтолог" Библейская археология" 2007
  8. Я. Мерперт, археолог “Очерки археологических стран Библии” 2000
  9. Дэйл Мейнор «Библия и археология»
ИСТОЧНИКИ
Made on
Tilda